14Актуальность программы заключается в том, что, осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Новизна программы заключается в совмещении истории, археологии, пешеходного туризма (экскурсии) и краеведения. К тому же, программа рассматривает вопросы истории развития родного края – Павловского района и смежных ему районов, некогда входивших в Горбатовский уезд Нижегородской губернии. Обучающиеся получают знания по истории своего края на занятиях не только в ходе изложения педагогом учебного материала теоретического характера или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской деятельности.

14Одной из особенностей стало то, что многие исследовательские работы по краеведению продолжаются и «трансформируются»: изученная тема, оформленная в работу, становится краеведческим проектом, то есть создается сайт или видеоролик. Например, работа Камшилиной Виктории про творчество павловского умельца Павла Куликова, который изготавливает миниатюрные изделия. Известный павловчанам мастер, про которого неоднократно снимали репортажи, предстает перед нами как ремесленник, изготовитель ножей и замков. Виктория изменяет подход к исследованию: доказывает, что его изделия не просто ремесло, а творчество и культурное наследие. Она посещает мастерскую Павла Куликова, находит много неизвестной информации, оформляет работу. Снятое интервью Виктория совмещает с посещением музея, где находятся изделия мастера и создает видеоэкскурсию. Материал становится настолько популярным, что создается сайт, посвященный биографии мастера и его уникальным изделиям.

14Отличительная особенность программы заключается также в том, что в ней большое внимание уделяется командной исследовательской и проектной деятельности, так как многие практические задачи, встающие перед учащимися, требуют грамотного и эффективного разделения сфер ответственности и согласования совместной работы. К тому же, занятия посещают и одаренные дети, и дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что положительно скажется на их воспитании, развитии, саморазвитии и самореализации.

В рамках исследовательской и проектной деятельности большое внимание уделяется изучению исторических памятников. Вместе ученики создают авторские краеведческие проекты - маршруты туристических троп и квест-экскурсий, как по городу Павлово. С целью расширения кругозора юных краеведов организуются выездные экскурсии не только по Нижегородской области, но и в другие регионы России.

14Для систематизации работы юных краеведов разработан «Блокнот краеведа», который содержит план работы, мотивирующие цитаты, задания и полезные информационные материалы. Ребята создают собственные отдельные экскурсии в формате видеорепортажа, в которую добавляем интервью, сопутствующую информацию и выкладываем на наш канал и в группу в социальных сетях.

В настоящее время ребятами создан и апробирован туристический маршрут по центральной части г.Павлово «19 замков». Почему 19? Отражены памятники XIX века, расцвет города приходится именно на этот период, городом Павлово стало в 1919 году, 19 остановок, 19 историй. Замки, замочный промысел - символ и гордость нашего Павловского края, которые уходят в прошлое, сменяются современными системами охраны. А когда-то это была не только защита, но и отдельное искусство! Построенные павловскими купцами усадьбы приходят в запустение, разрушаются, а когда-то это были настоящие замки. Туристический маршрут «19 замков» включает в себя пешую экскурсию с элементами квеста, иммерсивного путешествия в прошлое.

14Занятия по дополнительной программе «Юные музееведы» дают ребятам возможность участвовать в муниципальных, областных и федеральных исследовательских конкурсах и проектах краеведческой направленности. Ежегодно ученики МАОУ СШ №16 г. Павлово становятся победителями и призерами конкурсов «Моя семья в истории страны», «Отечество», «Природа и традиционная культура», «Живая культура: традиции и современность», «Лучшие гиды Нижнего Новгорода», всероссийского фестивалая «Краефест». Руководитель программы «Юные музееведы» Александрова Е.В. в октябре 2022 года стала победителем Всероссийского конкурса краеведов, работающих с молодежью.

        14Таким образом, краеведение является источником обогащения детей знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Историческое краеведение играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.